Охрана источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения от загрязнения всегда является актуальной задачей, поэтому государствами на законодательном уровне разрабатываются системы управления безопасностью питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В помощь государствам, входящим в состав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), разработаны концепция и меры по управлению качеством питьевой воды, согласно которым эффективным средством непрерывного обеспечения безопасности питьевого водоснабжения является использование метода оценки риска и управления риском. Этот метод основывается на многобарьерной функции защиты, охватывающей всю систему водоснабжения и её функционирование, систему анализа рисков и критических контрольных точек. Под управлением риском, в руководстве ВОЗ подразумевается разработка планов обеспечения безопасности воды, а индикаторами риска являются оценка системы (её уязвимости), мониторинг, регулирование и оповещение, анализ здоровья населения и эффективности надзора.

Нужно отметить, что в Российской Федерации создана и функционирует многоуровневая модель организации управления качеством и безопасностью питьевого водоснабжения, соответствующая рекомендациям ВОЗ, в основе которой устанавливается гигиеническое нормирование. В модели выделены рубежи, одним из которых являются зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, обеспечивающие гигиеническую безопасность питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Обеспечивается эта модель требованиями, установленными федеральными законами, часть положений которых развита в санитарных правилах и нормах, которые гарантируют снабжение населения водой надлежащего качества и в достаточном количестве. Основными требованиями, предупреждающими возникновение риска использования водоисточников, являются:

— приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;

— использование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения защищенных от загрязнения и засорения поверхностных и подземных водных объектов, в отношении которых устанавливаются ЗСО, и в пределах, которых запрещён сброс сточных, в т. ч. дренажных вод;

— ограничение оборота земельных участков, в поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

— К водным объектам также предъявляются требования, согласно которым водоисточники:

— не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия человека и должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования;

— должны иметь нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов, проекты округов и зон санитарной охраны;

— должны относиться к категории зон с особыми условиями использования территорий, т. е. к зонам с ограниченным режимом использования, сведения о которых учитываются в документах территориального планирования;

— должны иметь программы производственного контроля, показатели эффективной эксплуатации объектов водоснабжения (показатели надёжности и качества объектов централизованных систем холодного водоснабжения), критерии существенного ухудшения качества воды.

В ходе исследования было определено, что решающую роль в обеспечении гигиенической безопасности водоснабжения в Российской Федерации играют ЗСО, основной задачей которых является санитарная охрана водоисточников, водопроводных сооружений и территорий, на которых они расположены, с целью предотвращения негативного антропогенного воздействия. Санитарные правила и нормы, регламентирующие требования к организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, долгое время обеспечивали благоприятную санитарно-эпидемиологическую ситуацию по водному фактору в силу того, что положения санитарных правил и норм обладают определенным постоянством, построены в интересах охраны здоровья, а более чем полувековая практика применения подтвердила их надёжность.